Психологическая
готовность к школе. |
Говоря о психологической готовности ребенка к
учебной деятельности, прежде всего, необходимо рассмотреть
мотивационно-потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребенка
потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею,
заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель
обучения.
Эти мотивы можно разделить на две группы. Первая и главная –
желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника
имеет высокую оценку в глазах взрослых. Вторая группа мотивов,
побуждающих ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней
атрибутикой: новым видом одежды, ранцем, учебниками и т.д. Обычно вся
семья участвует в «оснащении» будущего школьника. Первое сентября –
праздник всей семьи. И ребенок трепетно ждет этого дня, торопит его
приход.
Для того чтобы сохранить положительное отношение детей к учебной
деятельности, надо выполнять хотя бы два условия. Во-первых, включать
учащихся в решение познавательных задач, решая которые, они будут
узнавать новое в окружающем их мире. При этом специально следует
подчеркнуть, что учащиеся должны не получать готовые знания и просто
запоминать их, а именно как бы открывать их для себя.
Учителя в начальные период обучения стараются использовать
различные. И это правильно: дидактические игры должны органически
входить в учебный процесс начальной школы. Учение
как ведущая деятельность не может быть сформировано мгновенно.
Но, вводя игры, учитель всегда должен использовать их для формирования
деятельности учения. Кроме того, нельзя чрезмерно увлекаться игровыми
ситуациями.
Итак, желание ребенка – это главный двигатель его успешного
обучения. Известно, что если человек не хочет
учиться, его научить ничему нельзя. Второе условие связано со
стилем поведения учителя с детьми. Некоторые учителя используют
«запретный» стиль, акцентируют его внимание на том, чего нельзя делать.
Но психологически ребенку легче усвоить правила поведения в школе, если
учитель естественно подведет его к этим правилам. Педагог вместе с
детьми обсуждает, что, как и почему надо делать в классе. В этом случае
ребенок подводится к правилам поведения логикой нового вида
деятельности, он как бы сам их формулирует, они не выступают как приказ
учителя.
Если учитель считается с указанными условиями, то сохранит и
разовьет у детей
познавательные потребности, без которых истинная деятельности учения
просто невозможна.
Использованная литература: 1. Столяренко Л.Д.
Психология, 2003.- 448 с.
|